Главная » Статьи » ГОРОДА » Города Испании |
Старый город окружен римской стеной, а в центре его находится прекрасный средневековый ансамбль, в котором сочетаются узенькие улочки и величественные памятники архитектуры. На первый взгляд каталонский город Жирона кажется весьма заурядным, без особых излишеств. Тихие улицы, редкие прохожие. Кое-какая жизнь наблюдается лишь в ресторанчиках и кафе, где разомлевшие от жары посетители лениво потягивают освежающее вино и жуют коронное блюдо Жироны - хлеб с томатами. В общем, сонный город с бесконечной сиестой. Но это обманчивое впечатление, истинное лицо города занавешено пестрыми стенами домов, вытянувшихся вдоль реки Оньяр. Именно эти разноцветные фасады являются вратами во внутренний мир Жироны, в ее историю. Путешествие в глубь веков начинается с узкой мощеной улочки. Когда-то именно здесь проходила знаменитая римская дорога - Виа-Августа. Она тянулась от Рима до Севильи и являлась стратегически важным объектом, для защиты которого в 76 г. до н.э. была возведена крепость Герунда. Массивная фортификационная стена хорошо сохранилась до наших дней. Надо сказать, что даже сегодня она выполняет своего рода защитную функцию. Дело в том, что старая часть Жироны - это квартал богатых людей и большая часть улиц не предназначена для посетителей. Но раз в году в начале мая, когда в Жироне проходит праздник цветов, в течение десяти дней город-крепость открывает свои ворота для всех желающих. В эти дни извилистые улочки древней Жироны превращаются в настоящую оранжерею. Цветы украшают фасады домов, пестреют в храмах, арках и уютных дворах. Зачастую дизайнеры не просто расставляют свои произведения в должном порядке, но создают картину, в которой каждая веточка и каждый цветок имеют свой смысл. Например, композиция в одном из дворов еврейского квартала напоминает о тех временах, когда из Испании были изгнаны евреи. Цветочные горшки здесь символизируют сердца, а свисающие с разных сторон веревки говорят о том, что, как бы далеко ни находились потомки живших здесь евреев, они навсегда связаны с Жироной. Дело в том, что именно благодаря евреям Жирона стала процветающим городом и прославилась далеко за пределами Иберийского полуострова. Согласно истории первые дети Израилевы появились в Испании еще во времена раннего христианства. Их существование было тихим и мирным, пока в начале V века на Иберийский полуостров не вторглись вестготы. Поначалу, пока захватчики придерживались своей языческой веры, евреям жилось спокойно. Но уже в VI веке, после принятия католичества, поведение вестготов резко изменилось. Евреям больше не разрешалось занимать общественные должности. Запрещалось петь псалмы на похоронах, заключать браки между евреями и христианами. Положение ухудшилось в 616 г., при короле Сизебуте. Настоящий фанатик, он распорядился насильственно крестить еврейских детей. Взрослые совершали обряд крещения под страхом смерти. Мучения жиронских евреев закончились только в 711 г., когда полководец мавров Тарик вторгся на полуостров и через четыре года в его руках была почти вся Испания. Однако в Жироне мавры продержались сравнительно недолго, в 785 г. местные жители обратились за помощью к франкам, которые освободили город и присвоили ему графский титул. Но, несмотря на громкое звание, город еще долгое время пребывал в разрухе и нищете. В 890 г. в Жирону приехало 20 еврейских семей. Они расселились вокруг христианского собора. Считалось, что это самое безопасное место в городе. Среди них были представители разных профессий: врачи, ювелиры, ремесленники, торговцы и т.д. Довольно быстро место, где расположились переселенцы, получило название Еврейский квартал, или Жиронский Колл. Евреи не зависели от губернатора города, а подчинялись только королю и не платили местных налогов. В общем, жили своей общиной и в короткие сроки достигли процветания, а благодаря обширной торговле подняли экономику города. Однако это был лишь материальный вклад, впереди Жирону ждала истинная слава города мудрости.
Но интерес Раббе бен Нахмана к каббале не был простым любопытством. Он стал основателем каббалистической школы в Жироне, написал комментарии к Торе, которые признаны самым старым каббалистическим произведением на Иберийском полуострове и главной дидактической работой в религиозной литературе испанских евреев. В XIII-XIV веках дело главного рабби Каталонии продолжили его ученики, один из которых считается автором знаменитой книги "Зохар", что означает "Сияние".
Согласно указу 2 августа 1492 г., все евреи Испании обязаны были покинуть страну. Предание гласит, что, поднимаясь на корабли, которые увозили их за пределы Испании, евреи распевали псалмы и гимны своих великих поэтов. А на следующий день после изгнания евреев Фердинанд и Изабелла были заняты проводами другой морской экспедиции. 3-го августа 1492 года корабли "Нинья", "Пинта" и "Санта-Мария" под командованием Христофора Колумба отплыли в поисках нового пути в Индию. Большую часть денег, необходимых для экспедиции, Колумб получил от тех самых марранов.
После изгнания иудеев из Испании еврейские кварталы были заселены бедными христианскими
семьями. Поскольку денег на обустройство домов у новых обитателей не было, то
еврейские дома сохранились до наших дней почти без изменений.
Источник: http://duntourservice.at.ua | |
Просмотров: 2458 | |
Всего комментариев: 0 | |