MENU
Главная » Статьи » ИЗМАИЛ » Что посетить

Измаильская картинная галерея
История Измаильской картинной галереи ведет свое начало с 1974 года как художественный отдел музея А.В. Суворова. Коллекцию галереи собирала и комплектовала больше 15 лет энтузиаст музейного дела Эмилия Николаевна Евдокимова, ныне директор музея. 1 августа 1987 года согласно Приказу Министерства культуры Украины Измаильская картинная галерея стала постоянным филиалом Одесского художественного музея.

В 1994 году - реорганизована в государственный самостоятельный музей второй категории областного подчинения, коллекция которого насчитывает около 5000 экспонатов.

Основу коллекции составляют произведения искусства из фондов Министерства культуры и СХ Украины и СССР, Одесского художественного музея, Государственной Третьяковськой галереи, Русского музея Санкт-Петербурга, Государственного Эрмитажа, а также художественных произведений из частных коллекций. Постоянная экспозиция состоит из таких разделов:
иконопись и предметы культа XV   - X  ст.;
искусство народов Востока;
западно-европейское искусство XV  - X  ст.;
украинское и русское искусство XV   - X  ст ;
современное украинское и русское искусство (живопись, графика, скульптура);
декоративно-прикладное искусство Украины

В музее представленны виднейшие произведения выдающихся мастеров современности, народных художников: Э.В.Вучетич, О.О.Ковалева, О.К.Комова, народных и заслуженных художников, академиков живописи О.Лопухова, С.Шишко, С.Григорьева, Т.Яблонской, К.Ломикина, М.Глущенко, А.Коцка, В.Непийпиво, графиков современности - В.Касияна, М.Дерегуса, В.Лопаты, Т.Варкачы, украинских мастеров декоративно-прикладного искусства - И.Аполлонова, М.Жоголя, В.Карпанюкя, Н.Косарева, мастеров Косова, Петриковки, Опошни, Решетиловки.

В коллекции древнерусской живописи - иконы, старообрядного и послереформенного периодов, а также украинские и молдавские иконы, предметы культа (кресты, складни).

В раздел западно-европейского дореволюционного искусства вошли:
гравюра итальянского художника XV  - XV   ст. Аннибале Карраччи "Потоп";
офорты А.Пуане (конец XV    - X  ст.), Винклеса (X  ст.);
копии лоджий Рафаэля "Сотворение мира" итальянского художника Цукконе (начало XV    ст.);
картина представителя барбезонской школы живописи Гийо (X  ст.);
ваза Галле (конец X  ст.);
холст Р.Судковского "Бухта";
офорты И.Шишкина, И.Репина, В.Маковского.

РАЗДЕЛЫ

Измаильская картинная галерея является самостоятельным художественным музеем 2-й категории.

Основу коллекции музея составляют произведения искусства, отобранные в фондах центральных музеев России и Украины: Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русских музеев Санкт-Петербурга и Киева, Одесского художественного музея; а также произведения из фондов Министерства культуры России и Украины, из частных коллекций.

Постоянная экспозиция музея состоит из следующих разделов:
Иконопись.
Западно-европейское искусство ХVI - XIX вв.
Современное искусство - живопись, скульптура, графика.
Украинское декоративно-прикладное искусство.
Искусство народов востока.


I. ИКОНОПИСЬ.
кресты, клейма, складни

Древнерусская живопись - одна из признанных вершин мирового искусства, величайшее духовное достояние народа. В 988 г. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - в образах христианского вероучения.

"Образ" по-гречески - икона. И уже с глубокой древности слово "икона" стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название для получивших распространение в живописи византийского мира отдельных самостоятельных изображений, написанных как правило, на доске.

Вниманию посетителей зала иконописи Измаильской картинной галереи представлены образцы древнерусской иконы конца ХVI - начала XX вв., написанные по канонам допетровой эпохи (старообрядческая икона) и послереформенного времени, а также украинcкая и молдавская иконы. Остановимся на более интересных из них.

"Спас Нерукотворный" (нач. XIX а.) представляет главный центральный образ всего древнеруссого искусства - образ Иисуса Христа или Спаса, как его называли на Руси. Нерукотворный образ - важнейший образец, которому следовали мастера, во все времена, пока существовало древнерусское искусство, икона, созданная, по преданию, не только при жизни, но и по воле самого Иисуса Христа.

Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, широко представленные в коллекции Измаильской картинной галереи. Среди них наиболее древняя из всех икона "Богоматерь Умягчение злых сердец" (конец ХVII в.) - прекрасный, исполненный всеобъемлющей любви образ Богородицы.
"Николай Чудотворец"

Привлекают внимание иконы с изображением одного из любимейших святых русского народа, чтимого святого русской церкви - Святого Николая, Мирликийского Чудотворца. Наиболее ценный образец - "Николай Чудотворец" (конец ХVII - нач. XIX вв.) в чеканном, гравированном окладе, являющем собою настоящее произведение древнерусского искусства. Не менее интересна иконостасная икона "Святой Николай-Чудотворец" строгановской школы (нач. XIX в.) и её молдавский лубочный вариант конце XIX в.

"Иоанн Предтеча" (ХVIII в.) - красиво, тонко написанная икона с редким сюжетом, представляющим величайшего христианского святого - Предтечу Иисуса Христа и его Крестителя.

Немалую ценность представляет собой трёхъярусная многосюжетная икона ХVII в.) в посеребрённом чеканном, гравированном окладе. И икона, и оклад могут расцениваться как самостоятельные произведения искусства.

Редкостью сюжетов привлекают внимание иконы "Встреча Марии Египетской с Григорием Критским", переданная из фондов Третьяковской галереи, и "Всевидящее око господне" (ХVIII в.)
кресты, клейма, складни

Очень важное место в древнерусской живописи занимают образы событий из жизни Иисуса Христа и Богоматери, понимаемых как вехи на пути человеческого спасения. Живописные образы всех этих событий, как правило, называются праздниками. В коллекции привлекает внимание икона старообрядческого образца "Воскресенье Христово" (сер.XIX в.) с 28-ю праздничными клеймами.

Красива икона XVIII в. "Неопалимая купина" в серебряном чеканном окладе. Немалый интерес вызывает типично старообрядческая икона "Распятие Господа нашего Иисуса Христа" (1-я четв. XIX в.) с вмонтированным в неё бронзовым распятием. Старообрядческое литое распятие широко представлено в коллекции самостоятельно. Некоторые из них украшены изящной гравировкой и эмалью.

Очень интересен бронзовый четырёхстворчатый складень с клеймами на Евангельские сюжеты, обогащённый разноцветной эмалью.

Древнерусская икона - всегда часть той широкой картины человеческого спасения, того пути к воссоединению с Богом, в котором видели смысл человеческой истории люди древней, христианской Руси и который так ярко воплотили её художники.


II. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ХVI-ХIХ ВВ.
гравюра

В экспозиции музея широко представлена гравюра западно-европейских мастеров ХVI-ХIХ вв. Её становление и развитие связано с развитием книгопечатания и с ремеслом, где применялись процессы гравировки: ксилография с резьбой по дереву, офорт с украшением оружия, резцовая гравюра с ювелирным делом.

В раздел западно-европейской гравюры Измаильской картинной галереи вошла уникальная гравюра итальянского художника ХVI-ХVII вв. Аннибале Каррачи "Потоп" (А.Каррачи - наиболее талантливый из трёх братьев Каррачи, чьё творчество повлияло на сложение двух главных направлений европейского искусства ХVI барокко и классицизма) . Продолжает этот раздел серия портретов, выполненных французскими авторами. Одна из гравюр датируется ХVI в., выполнена неизвестным мастером "Василий Великий - князь Московский", гравюрные портреты И.Тувемхета "Александр Хованский - Воевода Московский", "Алексей Михайлович Романов Великий князь московский".

Литографии XIX в с портретными изобретениями Петра I, Павла I, графов Потёмкина, графа Ф.П.Толстого , выполненные известными мастерами: И.Иенценом, П.Борейлем и др.

Продолжают экспозицию сюжетные графические листы, выполненные на библейские темы, изображающие различные бытовые сцены, городские пейзажи Парижа, Константинополя, Барселоны: офорт А.Пуане (кон.ХVIII - нач. ХIХ вв.) с оригинала Г.Терборха (1617-1681 гг.) Голландия "Дама в атласном платье", серия офортов Винклеса (XIX в, Франция "Турецкие мотивы", копии лоджий Рафаеля "Сотворение мира" итальянского художника Цукконе (XIX в. см. техника).
гравюра


В экспозиции представлена живопись западно-европейского художника Гийе (представитель барбезонской школы) "Пейзаж с коровами" 1881 г., Париж (в европейской культуре к. XIX - сер. ХХв на смену строгости и приверженности классицизму приходит романтическая направленность. В результате кризиса академической и романтической школ создаётся направление реалистического пейзажа картины, получившего название от деревни Барбезон. Представителями этого направления являются французские художники Галле, Корро, Гийё,

В раздел живописи XIX в. вошла работа русского художника Р.Судковского (1850 - 1885 гг.) "Бухта".

В экспозиции декоративно-прикладного искусства ХVIII-XIX вв. особое место занимает ваза известного французского художника Эмиля Галле, создавшего собственное художественное направление в мировом искусстве стекла; а также столовый фарфоровый сервиз "Товарищество Кузнецова" кон. XIX в., ручная роспись, виза декоративная "Богиня плодородия" XIX в., фаянс.

III. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

Раздел живописи знакомит с основными направлениями в искусстве 70-х - 90-х годов. В экспозицию вощли произведения народных художников Украины С.Шишко, А.Лопухова, И.Глущенко, С.Григорьева, Т.Яблонской и многих других. Художники, блестяще владеют техникой масляной живописи, тонко передают состояние природы, обращаются к жанру портрета, натюрморта.

В разделе живописи также представлены произведения художников, представляющих многонациональное искусство Придунайского края, богатого своими традициями: С.Чертоков (Болгария), Ф.Гюнтер (Румыния), Т.Федоренко (Румыния) и др.

Дополняет раздел современного искусства скульптура. Она представлена портретной и сюжетной формами. Характерна разнобразием композиционных решений, интересной трактовкой образов, выполнена из различных материалов: мрамора, бронзы, гипса, дерева. В современной скульптуре авторы все чаще обращаются к металлу. Эта техника появилась в нашей стране в 20-е годы.

В экспозиции музея представлены произведения таких скульпторов как народный художник ССР А.Ковалёв "А.С.Пушкин" (модель памятника для Арроу-парка в Лью-Йорке), В.Грицюк "Гамлет", О.Маслик "Диего де-Сильва Веласкесу".

IV.СОВРЕМЕННОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УКРАИНЫ.


Когда говорят об украинском декоративно-прикладном искусстве, прежде всего вспоминают работы народных мастеров - сочную майолику Олошни, яркие ковры с растительным орнаментом, искрящееся гутное стекло, матовое дерево Гуцульщины. Украинские художнки бережно сохраняют живую, спокойно-величавую красоту народного искусства.

Керамика. В разделе керамики ИКГ представлены произведения известных мастеров Украины.
Одним из центров искусства керамики на Украине является г.Косов на Гуцулыцине. В залах музея находятся изделия известных косовских мастеров П.Рюпки, Я.Зарицкого, С.Вербицкого и мн.др. Еще один древнейший керамический центр - знаменитая Опошня на Полтавщине. Здесь 200 лет тому назад были найдены карьеры с великолепными цветными глинами. В ИКГ представлены игрушки, жанровые сцены, посуда, таких известных художников, как Н.Пошивайло, И.Билык, Д.Головков и др.

Фарфор. Фарфор Украины возник в самом конце ХIII ст. производством в Корце. В настоящее время на Украине большое количество заводов фаянса и фарфора ( Киевский, Барановский, Городницкий). В экспозиции музея есть работы известного полтавского художника И.Вицько, фарфоровая пластика киевлян В.Щербины, О.Жникрупа. Растительные мотивы составляют основу орнамента.

Общепризнанный центр искусства росписи - село Петриковка, Днепропетровской обл., основанная ещё в ХVIII в. В Измаильской картинной галерее есть произведения петриковских мастеров Д.Зинчука, В.Панко, Д.Пронич и др., выполненные из дерева.

В коллекцию музея вошли ивделия из кожи, выполненные заслуженным мастером народного творчества Украины Ниной Кесаревой.

Ткачество. Широко распространено на Украине ручное ткачество. Красный и чёрный - наиболее традиционные цвета украинской вышивки. В коллекции музея можно ознакомиться с бело-красными ткаными королецкими рушниками (Сумская обл.), лёгкими, нежными орнаментами вышивок Полтавской обл., бело-чёрно-красными узорами Киевской и Винницкой областей. Бело-чёрно-красная символика орнаментов в славянском искусстве существует с языческих времён.

Один из известных отечественных центров народного ткачества, ковроделия и вышивки - старое украинское село на Полтавщине - Решетиловка. Здесь создавали гладкие, безворсовые шерстяные ковры с растительным и геометрическим орнаментом. В экспозиции представлены гобелены известных мастеров Л.Жоголь, Н.Бабенко, Л.Товстухи и др.
"Петух и лев"

Стекло. Традиции украинского стекла берут своё начало в искусстве и культуре Киевской Руси. Из стекла выполняли ювелирные изделия, декоративные предметы. В настоящее время на Украине работают несколько десятков заводов художественного стекла. Наиболее крупные из них: Киевский завод худ.стекла, Львовское объединение "Радуга". В коллекции измаильской картинной гелереи представлены работы лучших художников-стеклодувов И.Аполлонова, Л.Митяевой, С.Галимбовской, А.Балабина, Украинская школа стеклодувов получила мировое признание.


ЭКСПЛИКАЦИЯ К ВЫСТАВКЕ "БЕССАРАБСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ"

Неиссякаемо богато искусство придунайского края. Наш многонациональный край сочетает в себе традиции и обычаи различных культур, которые гармонично сосуществуют и взаимно дополняют друг друга.

Измаильская картинная галерея обладает прекрасной коллекцией живописных и графических работ, подаренных или купленных у художников Бесарабии. Уже стало доброй традицией после каждой персональной выставки передавать в фонды галереи свои работы. В экспозиции представлено 60 работ 27 художников. Выставка является небольшим подарком нашим землякам и гостям города.

Художник - в широком смысле слова тот, кто творчески работает в какой-нибудь области искусства. Для личности творца характерна ярко выраженная способность к эмоциональному восприятию действительности. Художник - это мыслитель, который творчески относится ко всему, что его окружает, - людям, природе, предметам обихода. Все, что он изображает, живет и дышит на его картинах. Пейзажи удивляют своей непрозаичностью, люди - своими характерами, предметы, окружающие нас, являются составляющими той эпохи, того времени, в котором мы живем. Все произведения искусства, рожденные избирательным отношением художника к объекту своего творчества, неповторимы по своей оригинальности и достоинствам. Истинную ценность полотна приобретают в процессе познания их зрителем.

Благодатные земли Придунавья богаты на таланты. Некоторые художники, представленные в экспозиции, уже уехали из Измаила или живут в других странах, но их душа, их картины продолжают оставаться с нами. Другие - продолжают жить и трудиться на родной земле.

Художники придунавья участвуют в различных выставках нашего города, Одессы, Киева. Их знают в Болгарии, Румынии, Финляндии, России, Германии, Венгрии, Израиле и Японии. Полотна живописцев находятся в картинных галереях других стран, городов, в частных коллекциях.

В настоящей экспозиции представлено 4 графических, 56 живописных, из них - 19 акварельных работ. Это пейзажи придунайского края, натюрморты и работы философского плана.

Открывают выставку работы мастера кисти старого поколения - А. Быстрякова, жившего и творившего в Америке. Несколько лет назад в измаильской картинной галереи проходила посмертная выставка художника.

Т. Федоренко - еще один художник старого поколения, вернувшийся в Измаил из Румынии в возрасте 88 лет. Произведения живописца - национальное достояние государства Румынии. Несколько работ т. Федоренко подарил галерее.

Д. Заец - творческая личность, необыкновенной души человек, автор неповторимых пейзажей, где художник не копирует слепо природу, а творчески перерабатывает увиденное. Полотна художника полны тепла и света.

П. Чакир - член союза художников Украины, акварелист, в последнее время работает в различных техниках. В этом году открывает школу эмали в Измаиле.

Работы живописца не перестают радовать нас и восхищать. К ним снова и снова хочется вернуться и постичь технику и мастерство художника.

В. Коренек - молодой, талантливый, трудолюбивый живописец, участник выставок в Измаиле, Одессе, Киеве. В своих произведениях воспитывает красоту и поэтичность бессарабского края.

Т. Митаки - прекрасный, нежный человек, художница, чьи работы никогда никого не оставляют равнодушным. Татьяна - реалист и романтик одновременно, она живет своими картинами, а картины помогают жить ей. В полотнах Т. Митаки присутствует настроение, всплеск эмоций, умиротворенность, глубина размышлений. В своем родном селе Ларжанка художница дает уроки изобразительного искусства детям, будущим художникам.

И. Шишман - член союза художников Украины, участник выставок и пленэров в Украине, Болгарии. На выставке представлены две его работы из триптиха "будет хлеб и мир, будет песня, будет счастье", символизирующие продолжение жизни и любви на родной земле.

Нас не оставит равнодушным ни одно из произведений, представленных в экспозиции. К ним относятся акварели А.Тылылыма, Г.Мостепаненко, Урсатий, работы Т.Малюковой, В.Кобылинского, А. Мартыновой, М. Довгаля, Н. Тарпана, Н. Федяева, В. Манчука, О. Зарицкого. Благодаря таланту этих мастеров мы имеем возможность созерцать красоту и неповторимость придунайского края, получаем уникальную возможность познавать мир глазами одаренного от бога человека-художника.

****************************************

Измаильская картинная галерея ввела нетрадиционные формы работы. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся уроки эстетики, работают детские клубы "В мире прекрасного", литературно-музыкальная гостиная "Вернисаж", молодежный джаз-клуб "Лангис", фестивали, конкурсы, кружки, литературно-поэтические объединения. Для учеников 8-11 классов проводятся уроки истории культуры и искусства, изучаются биографии выдающихся художников, писателей, проводятся встречи с художниками, тематические вечера.

В 1999 году за культурно-массовую и научно-просветительскую работу, весомый вклад в государственную программу по духовному воспитанию молодежи и населения, Одесская Облгосадминистрация присвоила картинной галерее статус Областного Центра эстетического воспитания.

Все культурно-массовые мероприятия, которые проводятся в картинной галерее, постоянно освещаются в программах телевидения, созданного коллективом на базе галереи. Кроме того, телевидение освещает общественную, социальную, культурную и духовную жизнь городского и сельского населения. Создание такого значительного Центра в Придунайском регионе по оценке Министерства культуры Украины - это уникальное явление в деятельности музейных учреждений Украины, которое является могущественным орудием научно-просветительской деятельности с населением южного Придунайского региона Украины.

За все время работы Областной Центр эстетического воспитания объединил интеллектуальный потенциал не только города, но и всего Придунайского региона по воспитанию в молодежи глубокой духовности, национального самосознания, патриотических чувств и любви к многонациональной независимой Украине на лучших образцах народных обычаев и традиций.

За 30 лет картинную галерею посетило более 2 млн. человек, проведено свыше 15 тысяч экскурсий и открыто 600 художественных выставок.


Источник: http://duntourservice.at.u
Категория: Что посетить | Добавил: Felix (07.09.2008)
Просмотров: 5348 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]